Часто задаваемые вопросы

Cпециалистами органов государственной власти и местного самоуправления »

Педагогами и специалистами »

Родителями / законными представителями »

Обучающимися »

Задать вопрос »

« Назад

Часто задаваемые вопросы специалистами органов государственной власти и местного самоуправления

Вопрос 1. Какие нормативные правовые акты определяют условия проведения социально-психологического тестирования в образовательной среде?
Условия проведения социально-психологического тестирования в образовательной среде определены Приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 "Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования".

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 2. Имеется ли позитивный зарубежный опыт аналогичного применения тестирования? Каковы его результаты?
В Российской Федерации и зарубежных странах эффективная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних и их окружающей социальной среды (семья, школа) носит межведомственный характер и включает обязательные меры, направленные на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

На сегодняшний день значимый опыт успешного проведения тестирования в образовательных организациях накоплен в большинстве стран Европейского Союза, стран Восточной Европы и США.
Так, например, в Чехии руководство школы может потребовать проведения тестирования на наркотики в оговоренных законом случаях.

Правительство Литвы в 2002 году одобрило закон, по которому тестирование на наркотики проводится в рамках школьной диспансеризации или в особых случаях с согласия учащегося или его родителей.

В Финляндии в 2000 году Национальный совет по образованию разработал меморандум по тестированию на наркотики. По этому вопросу заместитель омбудсмена в Парламенте заявил, что тестирование может осуществляться только профессиональным медицинским работником, а в случае положительного результата учащийся должен направляться на лечение.

В Великобритании Департамент образования разработал методическое пособие по наркотическим инициативам в школах, в том числе тестированию, которое признано допустимым в школах при согласии учащегося.
В ряде стран, например, в Бельгии, Венгрии и Ирландии тестирование на наркотики оставлено на усмотрение школьной администрации.

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 3. Как организована система раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с действующим законодательством?
В соответствии со статьей 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 г. №3ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (в редакции Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 3ФЗ) раннее выявление незаконного потребления наркотиков в образовательной среде является одной из форм профилактики аддиктивного поведения и включает в себя 2 последовательных этапа:
— социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательных организациях (далее – тестирование);
— профилактические медицинские осмотры обучающихся в образовательных организациях.

В целях полноценного задействования системы раннего выявления незаконного потребления наркотиков и в соответствии с положениями Федерального закона № 3-ФЗ Минобрнауки России и Минздравом России разработаны соответственно:
— порядок проведения социальнопсихологического тестирования обучающихся в образовательных организациях (приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658)
— порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в образовательных организациях (приказ Минздрава России от 6 октября 2014 г. № 581н).

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 4. Возможно ли наказание обучающегося за положительные результаты тестирования?
Основная задача тестирования состоит в превенции асоциальных угроз в образовательном пространстве посредством принятия дополнительных мер с целью уточнения профилактической и коррекционной работы с обучающимися. Поэтому мероприятия, реализуемые в рамках образовательной организации после получения результатов тестирования, не должны содержать репрессивно-карательного компонента.

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 5. Является ли тестирование обязательным или добровольным для обучающегося?
В соответствии с пунктом 2 Порядка тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании; тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя. Таким образом, тестирование является добровольным.

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 6. Является ли проведение социально-психологического тестирования обучающихся обязательным для всех образовательных организаций?
В соответствии с требованиями Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3 ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Порядком тестирования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658, тестированию подлежат обучающиеся всех без исключения общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, а также образовательных организаций высшего образования (вне зависимости от формы собственности и ведомственной подчинённости).

С учетом изложенного на профилактической повестке дня в образовательной среде стоит вопрос необходимости обеспечения максимального охвата образовательных организаций социально-психологическим тестированием.

По данным ежегодных мониторингов результатов тестирования, осуществляемых ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», в значительном числе субъектов Российской Федерации отмечается неполное вовлечение образовательных организаций в мероприятия по социально-психологическому тестированию обучающихся.

Вместе с тем, действующее законодательство не подразумевает исключений для отмеченных категорий образовательных организаций при проведении тестирования. В связи с этим Минобрнауки России планирует продолжение дальнейшей работы с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, с целью принятия мер для обеспечения полного охвата образовательных организаций, осуществляющих проведение тестирования, и доступности диагностических методик для знакомства с ними педагогов, родителей и обучающихся, что должно вести к планомерному снижению отказов от участия в этом мероприятии.

Важно отметить, что результаты тестирования должны использоваться при корректировке профилактической работы в образовательной среде.

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 7. Проводится ли анализ результатов тестирования в разрезе субъектов Российской Федерации?
В целях анализа эффективности инфраструктуры профилактики и реализации антинаркотических мероприятий в субъектах Российской Федерации по заказу Минобрнауки России ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» осуществляет ежегодный мониторинг результатов тестирования.

Результаты анализа итогов тестирования используются Министерством для адресной разработки дополнительных ведомственных мер и оценки эффективности профилактической работы в образовательной среде.

Анализ данных мониторинга  в 2015/16 учебном году позволяет отметить значительную положительную динамику по ряду основных показателей, а именно:

в 2015/16 учебном  году в тестировании приняли участие все 85 субъектов Российской Федерации (в 2014/15 учебном  году – 76);

с 2014/2015 по 2015/2016 учебные годы увеличилось количество образовательных организаций, осуществляющих тестирование, на 11 084;

с 2014/2015 по 2015/2016 учебные годы на 1 438 614 увеличилось количество обучающихся, принявших участие в тестировании.

Ответ был полезен?

Да Нет

Задать свой вопрос

« Назад

Часто задаваемые вопросы педагогами и специалистами

Вопрос 1. Каковы нормативные и правовые основания для получения согласия родителей/законных представителей на оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся?
В соответствии с п. 3 статьи 42 «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).
Социально-психологическое тестирование следует рассматривать как часть психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, которая невозможна без предварительной диагностики и выявления проблем.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя.

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 2. В чём смысл социально-психологического тестирования обучающихся?
Социально-психологическое тестирование предполагает работу обучающегося с вопросами, выясняющими его ценности, убеждения, знания, способы поведения, личностные качества. На основании полученной информации организаторы тестирования делают выводы о выраженности личностных и социально-средовых факторов риска немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. На основании результатов тестирования формируется группа риска несовершеннолетних, с которыми должна проводиться дополнительная профилактическая работа.

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 3. Какие мероприятия должны быть предприняты после социально-психологического тестирования обучающихся?
Желательно, чтобы после социально-психологического тестирования все обучающиеся (независимо от отнесения их к группе риска) начали обучение по профилактической программе, оптимизирующей их личностные и социально-средовые ресурсы и укрепляющей факторы защиты от появления аддиктивного поведения, связанного с употреблением наркотических средств и психотропных веществ.
Помните, что родители вправе знать не только о результатах тестирования, но и о тех дополнительных профилактических воздействиях, которые будут предприняты по отношению к его ребёнку после тестирования, а именно: цели и задачи профилактической программы, учебно-тематический план программы, возможные последствия профилактических воздействий на ребёнка, результаты профилактического обучения, а также как реагировать на изменение поведения ребёнка в результате формирования новых социальных навыков.

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 4. Как получить информированное добровольное согласие родителя на проведение социально-психологического тестирования его ребёнка-подростка?
Необходимо провести мотивационное родительское собрание, а выступление построить по 6 шагам:
Шаг 1. Характеристика проблемы.
Шаг 2. Переход к формулированию мер защиты от нарастающих угроз.
Шаг 3. Разъяснить безопасность и легитимность процедуры тестирования для семьи и дальнейшее использование полученных результатов.
Шаг 4. Разъяснить, что результаты тестирования являются исходной оценкой уровня личностного развития школьников. После этого обучающиеся участвуют в специально разработанной профилактической программе, которая направлена на оптимизацию их личностного развития.
Шаг 5. Разъяснить положение о том, что без сотрудничества с родителями решение профилактических задач значительно затруднено. Сотрудничество школы и семьи – обязательное условие успеха профилактической работы.
Шаг 6. Переход к конкретным действиям по получению добровольного информированного согласия родителей/законных представителей.

Ответ был полезен?

Да Нет

Задать свой вопрос

« Назад

Часто задаваемые вопросы родителями/законными представителями

Вопрос 1. Что означает понятие «информированное добровольное согласие»?
В России понятие «информированное добровольное согласие» получает легитимность с момента принятия «Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.) и сохраняется в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Смысл, в котором используется это понятие в законе, раскрывается в IV разделе вышеупомянутого закона «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ». Во-первых, с помощью этого понятия фиксируется «согласие на медицинское вмешательство» (статья 20). Во-вторых, провозглашается право пациента на информацию о состоянии своего здоровья, «в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи» (статья 22), а также «право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него (гражданина) вредное влияние» (статья 23).

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 2. Не будет ли тестирование провоцировать интерес ребёнка к наркотикам?
Нет. Не будет. Вопросы анкет не содержат информацию о наркотических средствах и психотропных веществах. За безопасность вопросов в анкетах несут ответственность руководители образовательных организаций, в компетенцию которых входит организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (пп. 15.1 пункта 3 ст. 28 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 3. Могут ли быть негативные последствия по результатам социально-психологическое тестирования?
Родителям должно быть гарантировано, что информация, предоставляемая в рамках профилактических мероприятий (тесты, программы, консультации и т.д.) будет дана в строгом соответствии с требованиями Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ.

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 4. Могут ли родители присутствовать во время проведения социально-психологическое тестирования?
В соответствии с п. 6. приказа Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» при проведении тестирования допускается присутствие в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

Ответ был полезен?

Да Нет

Задать свой вопрос

« Назад

Часто задаваемые вопросы обучающимися

Вопрос 1. Зачем проводится социально-психологическое тестирование обучающихся?
Социально-психологическое тестирование позволяет оценить процесс становления личности обучающегося. Нормальное взросление и развитие – это достижение поставленных целей, получение образования и выход в самостоятельную жизнь. Однако этот процесс может нарушаться. Тестирование позволяет вовремя заметить возникающие проблемы в развитии и предложить своевременную помощь обучающемуся и его семье.

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 2. Обязательно ли участие обучающихся в социально-психологическом тестировании?
Тестирование – дело добровольное. Однако согласно ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» обучающиеся обязаны заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию. Это общепринятая социальная норма и требование закона. Если обучающийся заботится о своём здоровье, то нет причин отказываться от тестирования.
Тестирование обучающихся в возрасте до 15 лет проводится на основании информированного согласия родителей. Если 15 лет уже исполнилось, то молодой человек самостоятельно и добровольно решает, будет он проходить такое тестирование или нет.

Ответ был полезен?

Да Нет
Вопрос 3. Что такое конфиденциальность результатов социально-психологического тестирования?
Конфиденциальность (от лат. confidentia — доверие) — необходимость предотвращения утечки (разглашения) какой-либо информации. Конфиденциальная информация — доверительная, не подлежащая огласке, секретная.
Конфиденциальность результатов тестирования означает, что они известны только самому тестирующемуся (после 15 лет). Результаты тестирующегося до 15 лет будут известны его родителям, а также специалисту, который организует процесс тестирования в образовательной организации и отвечает за конфиденциальность информации.
Конфиденциальность, в отличие от анонимности, позволяет предложить индивидуальную консультативную и психолого-педагогическую помощь.

Ответ был полезен?

Да Нет

Задать свой вопрос

« Вернуться назад

Ваш вопрос